ПВД Голосеево - Конча-Заспа 20 км (5 часов)

Хорошая прогулка выходного дня. При желании можно удлинять маршрут по расстоянию боковыми ответвлениями или по времени отдыхом и фотосессиями в красивых местах. Для тех кто устал или хочет уйти раньше есть две точки выхода на ⅓ и ⅔ общей дистанции.

Идея маршрута
Пройти от НПП Голосеевский через Феофанию к Церковцище (Хутор Вольный), а затем мимо лесного оз. Ведро выйти к Конча-Заспа.

Старт и финиш
Старт от ВДНХ, рядом м. Выставочный центр или от оз. “Ореховатское”, рядом м. Голосеевская. Финиш маршрута - с. Конча-Заспа, остановка маршруток в Киев до м. Выдубичи.

Контрольные точки маршрута
50.354518, 30.489793 переход ч-з Большую окружную дорогу, возле ул. Академика Лебедева из НПП Голосеевский к парку Феофания. Отсюда можно уехать маршруткой к Одесской площади до м. Теремки.

50.33638, 30.517988 мост через ручей Вита на этапе перехода от парка Феофания к Церковщине. Внизу монастыря на трассе есть остановка маршрутки, доехать можно до м. Выдубичи.

50.321927, 30.529944 старая водонапорная башня - ориентир для спуска к Церковщине с плато. Вдоль спуска старые железные перила. Из монастыря выход прямо к переходу под Днепропетровским щоссе.

50.309611, 30.55303 северная часть оз. Ведро вдоль которой удобно обойти озеро по пути в Конча-Заспа любуясь водой. Навигатор может предложить пройти тропой с южной стороны. Так тоже можно, но это маршрут по лугу, вдалеке от воды.

50.300504, 30.577479 остановка в сторону Киева в Конча-Заспа.

Навигация в походе
https://opentopomap.org/#map=11/50.3829/30.5839 - карты маршрута
Maps.me - перативная навигация по заранее заданным точкам
OsmAndMaps - запись трэка похода

Рекомендации по прохождению маршрута
Маршрут состоит из трех частей: Голосеевский парк, затем переход от Феофоании к Церковцище (Хутор Вольный) и мимо Виты-Литовской к озеру Ведро, а дальше к Конча-Заспа.

Вход в Голосеевский парк возможен через ВДНХ от м. Выставочный центр, я в этот раз решил пройти от м. Голосеевская. Ближайшее "Ореховатское" начал обходить слева по ул. Максима Рыльского, дальше на Генерала Родимцева. Как только вышел на берег озера, дальний от Голосеевского проспекта, по второй лестнице 50.395943, 30.511723 поднялся на гору и лесной тропой добрался до ул. Блакитного в районе 8-го общежития, которое обошел справа.

Пройти Голосеевский НПП или гулять в нем можно различными маршрутами. Я спустился от 8-го общежития к Голосеевским озерам, обошел их восточной стороны, затем от середины крайнего (восточного) озера поднялся тропой к верхней станции горнолыжного подъемника 50.373369, 30.509995 и “Пионерской поляне” 50.372939, 30.507964.

Дальше между комплексом Обсерватории и Клинической больницы Феофании вышел к подземному переходу под трассой возле ул. Академика Лебедева 50.354518, 30.489793. Маршрут понятный и не сложный, однако часть тропы, что проходила вдоль забора Обсерватории и по дороге что идет к больнице не вдохновляла, а скорее тяготила антропогенными факторами.

Если планировать выход от “Пионерской поляны” 50.372939, 30.507964 к ул. Академика Лебедева, то стоит двигаться сначала по большой тропе, что идет в южном направлении и выходить к переходу по маршруту “Экотропы”. Так вся прогулка до перехода пройдет в лесной части, а Обсерватория останется в стороне, справа по ходу. Если маркеры “Экотропы” не находятся, достаточно двигаться в южном направлении по внятным протоптанным тропам вплоть до забора с музеем “Пирогово”, не спускаясь в яры, стоит держаться более “равнинных” участков леса, а затем двигаться на запад, вдоль дороги что ведет к музею “Пирогово”.

После пересечения “Большой окружной” дороги по переходу выходим на ул. Академика Лебедева. Теперь есть два варианта дальнейшей прогулки: через парк “Феофания” или обойти снаружи вокруг забора парка и двигаться дальше по полям. Сейчас вход в парк платный - 40 грн., после прогулки по парку будет нужно выйти через одну из дырок в заборе, например тут 50.341087, 30.495873. Тропа к этому проходу начинается с середины северо-восточной стороны озера с ротондой, не доходя до оборудованных источников.

Если не заходить в парк то можно начать обход вдоль забора, немного не доходя до шлагбаума примерно тут 50.348628, 30.489303. Или не заходя на ул. А. Лебедева можно спуститься немного вниз вдоль Большой окружной до офиса Мироновского хлебопродукта где к забору парта “Феофания” идет служебный асфальтированный подъезд 50.348301, 30.492759.

От восточного края парка “Феофания” следует двигаться к переправе через ручей Вита. Тут тоже есть несколько вариантов. Первый и более простой - двигаться грунтовками вниз в юго-восточном направлении вдоль Большой окружной. Так просто и понятно, но соседство с трассой делает прогулку очень шумной, красивых пейзажей меньше.

Второй вариант - двигаться от “дыры в заборе” парка 50.341087, 30.495873 или от любого места, где получится выйти, вниз луговыми тропами вниз к реке Вита, вдоль которой по грунтовой дороге идти налево до моста - переправы.

Третий вариант - после спуска к реке Вита красивыми луговыми тропами пересечь ее без организованной переправы либо вброд либо по поваленным деревьям примерно тут 50.332905, 30.500574. Именно так в первом своем ПВД по этим местам я преодолевал водную преграду. Планируя свой первый маршрут я видел на навигаторе тропинки с обеих сторон реки, мост или переправа не были обозначены. Не имея опыта я предположил, что если к ручью есть тропы с обеих сторон, то наверно есть переправа. По факту оказалось, что тропы со стороны парка Феофания были, а на противоположной стороне они просто отсутствовали. Отступать в том походе не хотелось, думал, что если на навигаторе тропы есть, то и на местности они найдутся…. В итоге мне пришлось подниматься в гору без троп, пробираясь через кусты и завалы. Только после подъема на лесистое плато постепенно нащупал слабые тропинки, а затем грунтовые дороги, что провели красивым путем южнее спец.комбината ГК УГО "Радон" (хранилища радиоактивных отходов).

Также по карте видно что можно пересечь речку правее, возле с. Хотов и оттуда подниматься к Церковщине (Хутор Вольный). Так я еще не ходил, возможно как-то проверю этот маршрут.

Следующий участок маршрута должен прийти к мосту через ручей Вита 50.33638, 30.517988. По пути к переправе есть большое загадочное бетонное строение - труба, через которое протекает речка, 50.335427, 30.514638.

После моста глобальное направление на юго-восток по грунтовым дорогам и асфальту, пройти под ЛЭП, дальше между трассами мото-трек выход к Церковщине. Удобно ориентироваться на старую водонапорную башню 50.321927, 30.529944 как месту спуска с плато вниз к Днепропетровскому шоссе. Однако водонапорная башня стоит среди деревьев и имеет неброский ржавый цвет, поэтому заметна только вблизи. Для надежности лучше заранее поставить в навигатор ее координаты чтоб корректировать свое движение.

Выход с территории Церковщины находится прямо возле подземного перехода под Днепропетровским шоссе. Перейдя железнодорожную насыпь нужно повернуть направо и пройти до самодельной лестницы спускающейся к тропе. Тропа ведет к Вита-Литовская, по ней идем до грунтовой дороги, поворачиваем направо и до большой широкой просеки по которая идет в юго-восточном направлении. Через некоторое время от просеки направо уходит грунтовая дорога по которой можно прийти к северной части оз. Ведро 50.309611, 30.55303.

Озеро удобно обходить с северной части. Так путь будет проходить вдоль воды где много красивых мест для остановки, купания и пикника. Навигатор может предложить пройти тропой с южной стороны. Так тоже можно, но это маршрут по лугу, вдалеке от воды. С Юго-восточной оконечности озера, от дуба с лавочкой, идет тропа по лугу и через лес через 2 км. приходит мимо пасеки к Конча-Заспа.

Выйдя из леса нужно пройти через гаражный комплекс и выйти к домам. Затем за зданием котельной, легко узнать по трубе, повернуть направо и двигаться вперед. Когда по левую сторону между домами будет виден надземный переход в синем защитном кожухе - значит маршрут завершен. На противоположной стороне Столичного шоссе остановка в сторону Киева 50.300504, 30.577479.

На каждом участке маршрута можно как расширить, так и сократить по возможности, маршрут похода. Выбор конкретной траектории остается за руководителем группы.

Резюме
Пеший поход интересен многовариантностью прохождения участков при общем соблюдении контрольных точек маршрута. В многодневном походе можно специально планировать посещение населенных пунктов как для пополнения запасов продуктов и т.п. или по краеведческим и культурным соображениям, то в коротком ПВД больше хочется побыть наедине с природой, что оказывает влияние на планирование маршрута.

Если придется еще раз идти этим маршрутом постараюсь сделать так:
1. Выйти из Голосеево от “Пионерской поляны” по “Экотропе” к переходу возле ул. Лебедева, так маршрут будет проходить максимум пути по лесу;
2. Спускаться к ручью Вита по тропе примерно от дырки в заборе парка “Феофания”, тут красивый проход лугами и вдали от трассы;
3. После пересечения ручья Вита по мосту подойти асфальтовой дорогой к спецкомбинату "Радон" и перед шлагбаумом свернуть налево, а затем глобально в южном направлении пройти мимо по грунтовым дорогам и не доходя до газораспределительной станции повернуть налево в восточном направлении примерно тут 50.32562, 30.509942. Так фрагмент маршрута будет проходить больше по природным ландшафтам. Проход в этот раз мимо мото-треков мне не очень понравился;
4. Возможно повторю поиск переправы через ручей Вита ближе к с. Хотов. Возможно в этот раз повезет найти тропу с противоположного берега вгору. Так маршрут пройдет южнее спецкомбината "Радон" по максимально природному участку, не испорченному дорогами и мото-треками.

Хорошей прогулки :)

Мое описание годичной давности этого маршрута, тогда я был "первопроходцем"